flag Судова влада України
Увага! Суд не здійснює правосуддя. Підсудність змінено на Приморський районний суд м. Одеси
Територіальну підсудність кримінальних проваджень змінено на Печерський районний суд міста Києва

Інформація для громадян –консультації з питання особливості визначення розміру заборгованості по аліментах, присуджених у частці від заробітку

17 лютого 2014, 13:54

 Особенности определения размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка

Аналитика правоприменения  14.02.2014
    Адвокат проанализировал проблемы, возникающие при определении и перерасчете размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) плательщика.
    На сегодняшний день у плательщиков алиментов часто возникают вопросы по определению размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) должника, поскольку государственными исполнителями при исполнении своих обязанностей осуществляются ошибки, которые может исправить только специалист в области права.

  Порядок взыскания алиментов за прошедшее время и определение задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) плательщика (должника), осуществляется в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» и Семейного кодекса Украины. На сегодняшний день Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что размер задолженности по уплате алиментов определяется государственным исполнителем по месту исполнения решения в порядке, установленном Семейным кодексом.

  Вышеуказанная редакция статьи 74 Закона «Об исполнительном производстве» начала действовать с 08.03.2011 года. К этому времени часть 3 статьи 74 Закона отмечала следующее: «Размер задолженности по алиментам определяется государственным исполнителем по месту исполнения решения исходя из фактического заработка (доходов), полученного должником за время, в течение которого взыскание не производилось или получаемого им на момент определения задолженности в твердой денежной сумме или в процентном отношении. Если должник в этот период не работал, задолженность определяется исходя из средней заработной платы для данной местности».

     Итак, государственные исполнители при определении размера задолженности по алиментам в случае, если должник не работал в период, в течение которого взыскание не производилось, и/или не работают на определении задолженности, учитывают размер средней заработной платы для данной местности.

  Но указанные действия государственного исполнителя не соответствуют требованиям Семейного кодекса Украины и не должны применяться к плательщикам алиментов, имеющих задолженность по алиментам, решение по которым было принято до 08.03.2011 года.

   Так в соответствии с положениями части 3 статьи 195 Семейного кодекса Украины, если плательщик алиментов не работал во время возникновения задолженности и не работает на время определения ее размера, она исчисляется исходя из средней заработной платы работника для данной местности. Данные положения части 3 статьи 195 СКУ начали действовать с 08.03.2011 года в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)».

  И это неслучайно, поскольку законодателю необходимо согласовывать нормы законодательства Украины с целью предотвращения возникновения недоразумений и конфликтов.

   Итак, начиная лишь с 08.03.2011 года задолженность по уплате алиментов в случае, если плательщик не работал в период, в течение которого взыскание не проводилось и не работает на время определения задолженности, определяется государственным исполнителем исходя из средней заработной платы для данной местности.

 Государственными исполнителями ошибочно применяются указанные положения законодательства и к отношениям, возникшим до 08.03.2011 года в связи с наличием решения суда о взыскании алиментов, то есть, государственный исполнитель учитывает размер средней заработной платы для соответствующей местности при определении задолженности по уплате алиментов в период до 08.03.2011 года, что является нарушением законодательства Украины, поскольку Семейным кодексом Украины в части 3 статьи 195 редакции, действовавшей до 08.03.2011 года, было предусмотрено следующее: «Если плательщик алиментов не работал на время возникновения задолженности и не работает на определении ее размера , она исчисляется исходя из средней заработной платы работника соответствующей квалификации или неквалифицированного работника для данной местности».

     То есть, при определении размера задолженности плательщиков алиментов, которые не работали в период до 2011 года, государственный исполнитель обязан учитывать среднюю заработную плату работника соответствующей квалификации и только в случае отсутствия у должника (плательщика алиментов) соответствующей квалификации - учитывать среднюю заработную плату неквалифицированного работника для данной местности.

  Вышеупомянутые нормы законов действовали только в период до 08.03.2011 года и распространяются на отношения по определению задолженности по уплате алиментов только на тех лиц, которые выплачивают алименты по решению судов, вступивших в законную силу до 08.03.2011, и только при условии наличии задолженности.

   Не случайно Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» были внесены изменения и в Семейный кодекс Украины в части определения размера задолженности по алиментам.

   Стоит отметить, что с учетом материального или семейного положения плательщика алиментов суд может отсрочить или рассрочить уплату задолженности по алиментам, полностью или частично освободить его от уплаты задолженности и т.д. Размер алиментов не может быть меньше установленного Семейным кодексом Украины.

   Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, только специалист в области права, в частности, адвокат, способен проанализировать соответствующие нормы законодательства Украины, составить правовую позицию по делу и указать государственному исполнителю на недостатки в его работе. Даниил Наливайко, адвокат
"ЮРЛИГА"