Особенности определения размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка
Аналитика правоприменения 14.02.2014
Адвокат проанализировал проблемы, возникающие при определении и перерасчете размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) плательщика.
На сегодняшний день у плательщиков алиментов часто возникают вопросы по определению размера задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) должника, поскольку государственными исполнителями при исполнении своих обязанностей осуществляются ошибки, которые может исправить только специалист в области права.
Порядок взыскания алиментов за прошедшее время и определение задолженности по алиментам, присужденным в доле от заработка (дохода) плательщика (должника), осуществляется в соответствии с
Законом «Об исполнительном производстве» и
Семейного кодекса Украины. На сегодняшний день Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает, что
размер задолженности по уплате алиментов определяется государственным исполнителем по месту исполнения решения в порядке, установленном Семейным кодексом.
Вышеуказанная редакция статьи 74 Закона «Об исполнительном производстве» начала действовать с 08.03.2011 года. К этому времени часть 3 статьи 74 Закона отмечала следующее: «Размер задолженности по алиментам определяется государственным исполнителем по месту исполнения решения исходя из фактического заработка (доходов), полученного должником за время, в течение которого взыскание не производилось или получаемого им на момент определения задолженности в твердой денежной сумме или в процентном отношении. Если должник в этот период не работал, задолженность определяется исходя из средней заработной платы для данной местности».
Итак, государственные исполнители при определении размера задолженности по алиментам в случае, если должник не работал в период, в течение которого взыскание не производилось, и/или не работают на определении задолженности, учитывают размер средней заработной платы для данной местности.
Но указанные действия государственного исполнителя не соответствуют требованиям Семейного кодекса Украины и не должны применяться к плательщикам алиментов, имеющих задолженность по алиментам, решение по которым было принято до 08.03.2011 года.
Так в соответствии с положениями части 3 статьи 195 Семейного кодекса Украины, если плательщик алиментов не работал во время возникновения задолженности и не работает на время определения ее размера, она исчисляется исходя из средней заработной платы работника для данной местности. Данные положения части 3 статьи 195 СКУ начали действовать с 08.03.2011 года в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)».
И это неслучайно, поскольку законодателю необходимо согласовывать нормы законодательства Украины с целью предотвращения возникновения недоразумений и конфликтов.
Итак, начиная лишь
с 08.03.2011 года задолженность по уплате алиментов в случае, если плательщик не работал в период, в течение которого взыскание не проводилось и не работает на время определения задолженности, определяется государственным исполнителем исходя
из средней заработной платы для данной местности.
Государственными исполнителями ошибочно применяются указанные положения законодательства и к отношениям, возникшим до 08.03.2011 года в связи с наличием решения суда о взыскании алиментов, то есть, государственный исполнитель учитывает размер средней заработной платы для соответствующей местности при определении задолженности по уплате алиментов в период до 08.03.2011 года, что является нарушением законодательства Украины, поскольку Семейным кодексом Украины в части 3 статьи 195 редакции, действовавшей до 08.03.2011 года, было предусмотрено следующее: «Если плательщик алиментов не работал на время возникновения задолженности и не работает на определении ее размера , она исчисляется исходя из средней заработной платы работника соответствующей квалификации или неквалифицированного работника для данной местности».
То есть, при определении размера задолженности плательщиков алиментов, которые не работали в период до 2011 года, государственный исполнитель обязан учитывать среднюю заработную плату работника соответствующей квалификации и только в случае отсутствия у должника (плательщика алиментов) соответствующей квалификации - учитывать среднюю заработную плату неквалифицированного работника для данной местности.
Вышеупомянутые нормы законов действовали только в период до 08.03.2011 года и распространяются на отношения по определению задолженности по уплате алиментов только на тех лиц, которые выплачивают алименты по решению судов, вступивших в законную силу до 08.03.2011, и только при условии наличии задолженности.
Не случайно Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» были внесены изменения и в Семейный кодекс Украины в части определения размера задолженности по алиментам.
Стоит отметить, что с учетом материального или семейного положения плательщика алиментов суд может отсрочить или рассрочить уплату задолженности по алиментам, полностью или частично освободить его от уплаты задолженности и т.д. Размер алиментов не может быть меньше установленного Семейным кодексом Украины.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, только специалист в области права, в частности, адвокат, способен проанализировать соответствующие нормы законодательства Украины, составить правовую позицию по делу и указать государственному исполнителю на недостатки в его работе. Даниил Наливайко, адвокат "ЮРЛИГА"