flag Судова влада України

Правові рамки застосування заходів фізичної дії співробітниками міліції

21 січня 2014, 13:25

 Применение мер физического воздействия сотрудниками милиции: правовые рамки

Правовые известия
  20.01.2014  
   Продолжающиеся с 19 января беспорядки на улице Грушевского привлекают внимание общественности и вызывают обсуждения о рамках применения слезоточивого газа и свето-шумовых гранат бойцами «Беркута» в отношении радикально настроенных демонстрантов. ЮРЛИГА решила выяснить законность подобных действий сотрудников спецподразделения
   Напомним, что деятельность спецподразделения милиции «Беркут», которое участвует во всех гражданских столкновениях, на сегодня урегулирована приказом МВД от 28 июля 1994 года № 404 об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины. Однако в первую очередь сотрудники «Беркута» должны соблюдать нормы Закона «О милиции».
    Как заявляет начальник Управления массовых и спортивных мероприятий ДОБ МВД Украины Олег Матвейцов во время вчерашних беспорядков на улице Грушевского милиционеры действовали не так жестко, как позволяет им в этой ситуации закон. «В отношении тех, кто совершал активные противоправные действия применяли только специальные средства активной обороны, которые используются во время несения службы по охране общественного порядка. В частности, это слезоточивый газ, специальные средства для отстрела резиновыми пулями несмертельного действия и свето-шумовые гранаты», - пояснил представитель власти.
   Отметим, что порядок применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия урегулирован Разделом ІІІ Закона «О милиции». Так, в соответствии со ст. 15 Закона сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в качестве крайней меры в таких случаях:
1) для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые помещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождение их в случае захвата;
4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытается сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;
6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции.
   При этом запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.
   Согласно ст. 12 Закона «О милиции» применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования, если позволяют обстоятельства. Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или сотрудников милиции.
  Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лиц пожилого возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сотрудников милиции, или вооруженного нападения или вооруженного сопротивления.

      Отметим, что правила применения специальных средств при охране общественного порядка и их перечень утверждены постановлением Совета Министров УССР от 27 февраля 1991 года № 49.Сайт "ЮРЛИГА"