В Украине принят кодекс правового государства
16 Янв 2014
Этот комплексный законопроект (около 130 страниц сравнительной таблицы) разрабатывался более 2-х лет — еще задолго до нынешнего противостояния на Майдане Независимости. Основные его положения прошли общественное обсуждение в моих проектах законов № 2275 от 11.02.2013 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» (относительно обеспечения общественного порядка и безопасности до, во время и после проведения футбольных матчей), № 2600 от 16.07.2013 « О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно усиления мер противодействия экстремистской деятельности), № 1152 от 21.12.2012 «О запрете языка вражды и выражений, унижающих человеческое достоинство», № 3718 от 2.12.2013 «О противодействии экстремизму» и других.
Актуальность его обусловлена тем, что в последнее время в Украине происходит существенное обострение политико-социального кризиса. События, связанные с протестными акциями используются определенными внутренними и внешними силами, имеющими цельюдальнейшую дестабилизацию жизни нашей страны в своих собственных целях. Нередкими стали случаи массовых беспорядков, вмешательства в работу государственных и правоохранительных органов, происходят захваты зданий государственной и коммунальной собственности, получили широкое распространение проявления вандализма и экстремизма, значительно увеличилось количество хулиганских действий.
Все это приводит к нарушению нормальной работы государственных органов, учреждений, организаций, функционирования транспортных сетей. В результате этих событий портится имущество, принадлежащее государству и обществу, размер нанесенного ущерба увеличивается ежедневно. Организация систематических противостояний правоохранительным органам, призывы о неподчинении их законным требованиям, систематические блокировки и нарушения работы государственных органов приводят к формированию и распространению субкультуры, пропагандирующей правовой нигилизм, распространяя идеи, отличные от устоявшихся норм социального поведения.
При этом социальные сети в Интернете используются как высокотехнологичный инструмент для распространения этих идей и разжигание вражды на социальной, национальной, политической и языковой почвах. Все чаще звучат призывы к нетерпимости, вражде, ненависти, насильственной смены власти и конституционного строя. Нередко под видом самоорганизации граждан Интернет используется для манипулирования извне, в результате чего происходит существенный рост конфликтности, жестокости, безжалостности и насилия среди граждан, что приводит к снижению уровня нравственности и системного причинение вреда законным правам и интересам граждан, общества, государства в целом.
В социальных сетях формируются группы, которым предоставляются детальные инструкции для изготовления из подручных средств веществ и предметов, которые предоставляют возможность наносить максимальные телесные повреждения во время массовых беспорядков.
Сейчас пришло время констатировать, что указанные явления и события не имеют ничего общего с мирным протестным движением. Они неприемлемы в цивилизованном мире, где каждая страна ведет борьбу с проявлениями экстремизма, вандализма, разжиганием вражды между своими гражданами.
Одной из функций государства является охрана и защита конституционного строя, законности и правопорядка, обеспечения гражданского мира, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
Поэтому государство не может оставаться в стороне угрозы национальной безопасности, ситуация требует немедленного вмешательства для наведения порядка. Государство не только должно срочно принять меры по нормализации всех сфер жизни, разбалансированных в последнее время, но и создать условия для недопущения в дальнейшем подобных явлений, что в свою очередь, может быть осуществлено при наличии соответствующего правового инструментария.
Поэтому целью этого законопроекта является создание соответствующих условий и правовых оснований для стабилизации ситуации в стране, защиты конституционного строя и безопасности граждан.
Для достижения цели законопроекта предлагается усилить меры безопасности в отношении отдельных категорий лиц и объектов, увеличить санкции за некоторые уголовные и административные правонарушения, установить дополнительные меры воздействия для охраны общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Законопроектом среди прочего предложено введение новых составов правонарушений, борьба с которыми ведется во всех без исключения развитых странах мира.
Так, в странах мира по-разному решен вопрос об установлении уголовной ответственности за клевету. Например, уголовные кодексы 19 штатов США содержат уголовную ответственность за диффамацию (в 10 из них ответственность предусмотрена за оскорбление чести и достоинства даже умерших). Уголовная ответственность за клевету предусмотрена в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Греции, Дании, Исландии, Испании, Италии, Латвии, Литве, Германии, Норвегии, Польши, Португалии, Финляндии, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции.
Очевидно, что этот вопрос решается в том числе с учетом общего уровня культуры информационных отношений в стране, ответственного отношения к своим профессиональным обязанностям распространителей информации, общественных деятелей и граждан.
Опасность этого явления в Украине, учитывая масштабы его распространения в условиях современности, является неоспоримым фактом. Распространение ложных сведений, порочащих честь и достоинство, наносит лицу нравственных страданий, подрывает его авторитет и репутацию, часто используются как средство политической борьбы с целью устранения конкурентов. Такое положение отрицательно влияет на моральное состояние общества, подрывает авторитет органов государственной власти.
При этом украинское государство и его граждане страдают от противозаконного и циничного вмешательства во внутренние дела других государств, иностранных политических и квазиобщественных организаций, имеет результатом грубое нарушение Конституционного принципа народного и государственного суверенитета.
Поэтому, этим Законом предлагается определить понятие «иностранных агентов» — украинских общественных организаций, финансируемых из-за рубежа.
Например аналогичный закон действует в США — «Закон о регистрации иностранных агентов» ( Foreign Agents Registration Act, FARA ), который определяет деятельность лиц, работающих в интересах иностранных организаций и граждан, принятый Конгрессом и подписанный Франклином Рузвельтом в 1938 году. После войны закон неоднократно менялся, наиболее существенные поправки были внесены в 1966 и 1995 годах.
Поправки 1966 перенесли акцент с пропаганды на политическое лоббирование и значительно сузили понятие «иностранный агент», увеличив бремя доказательств для прокуроров. С этого момента для того, чтобы внести какую-то организацию или лицо в реестр FARA, правительство США должно доказать, что они действуют «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» (заказчика) и занимаются политической деятельностью в интересах иностранного принципала», в частности представляя «интересы иностранного принципала перед ведомствами или официальными лицами правительства Соединенных Штатов» .
После 1966, например, в качестве «иностранного принципала» были определены: «Ирландский комитет помощи север» (Irish Northern Aid Committee ), который по просьбе террористической группировки «Ирландская республиканская армия» ( ИРА ) оказывал финансовую поддержку семьям ее боевиков, и саму ИРА; Туристическое бюро Нидерландов, «Туризм Швейцарии» и другие подобные структуры, функции которых сводятся к представительству интересов соответствующих стран в Америке. Между тем поправками 1995 года (вступили в силу с 1 января 1996 года) устранили рецидивы предвоенного времени, которые оставались в законе FARA, в частности, заменив термин «политическая пропаганда» на нейтральный — «информационные материалы».
В Нидерландах общественные организации обязаны отчитываться перед государством по двум формам, подавая финансовый отчет и отчет о деятельности. На первичном уровне регистрации, когда общественная организация получает статус юридического лица, существует обязанность финансовой отчетности, задача которого — продемонстрировать в какой мере организация способна осуществлять свою деятельность. Уже на следующем этапе регистрации, когда она получает статус общественной организации публичного интереса и определенные налоговые льготы, в отличие от общественной организации частного интереса, появляется также отчетности непосредственно по деятельности. Также в Нидерландах представления финансовой отчетности общественными организациями считается стимулом получения доверия перед обществом и государством. Более того, в Нидерландах одна из главных функций Реестр общественных объединений- хранение текстов уставов ОО, в отличии от Украины.
Существуют государства, которые намерены на законодательном уровне определить значительно более жесткие требования по ограничению финансирования общественных организаций из-за рубежа. Например, сегодня Израильским правительством уже одобрены два законопроекта, которые направлены на сокращение финансирования общественных организаций со стороны иностранных государств. Один из законопроектов ограничивает сумму, которую может предоставить иностранное правительство или группа государств, таких как ЕС, на израильские неприбыльные организации, которые считаются «политическими » — до $ 5000 в год. Другим же законопроектом на такое финансирование накладывается высокий налог. Такие регулирования в значительной степени ориентированы на левые группы, защищающих права и гражданские свободы
палестинцев и опирающихся на европейскую поддержку. Сейчас же, по оценкам правозащитников, европейские правительства тратят в год больше денег на финансирование израильских левых и пропалестинских групп, чем на поддержку всех неприбыльных организаций в других странах Ближнего Востока, что составляет от $ 75 до $ 100 млн.
Также массовое распространение получило такое явление как экстремизм, то есть деятельность, направленная на насильственное изменение или свержение конституционного строя, захват или удержание власти, разжигание социальной, расовой, национальной, этнической, языковой или религиозной вражды и ненависти, осуществление массовых беспорядков, нарушение общественного порядка, хулиганских действий и актов вандализма.
Поэтому на этом этапе является оправданным и целесообразным введение уголовной ответственности за клевету и экстремистскую деятельность, также целесообразно усиление ответственности за другие противоправные действия, что значительно выросли в последнее время.
В целом проект закона предусматривает внесение изменений в около 30 законов и кодексов Украины.
В том числе законопроектом предусмотрены изменения в законодательстве о судоустройстве, которым усилены меры безопасности в отношении судей, членов их семей, работников суда, работников правоохранительных органов, упрощена процедура привлечения к административной ответственности за проявления неуважения к суду. Предлагаются изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно усиления ответственности за действия, связанные с нарушением нормального функционирования транспорта, нарушение правил проведения собраний, уличных шествий, невыполнением требований компетентных государственных органов.
Предложенные изменения в Уголовный кодекс Украины предусматривают установление ответственности за экстремистскую деятельность, повышение ответственности за преступления, связанные с нарушением общественного порядка и вмешательство в работу судебных и правоохранительных органов. Также предлагается установить дополнительную ответственность в сфере информационных отношений, в том числе за клевету и вмешательство в работу государственных электронных информационных ресурсов и систем.
Учитывая вышесказанное, предлагается внести некоторые изменения в профильные законы относительно уточнения полномочий отдельных государственных органов. А также предлагается установить специальные условия для осуществления отдельных видов деятельности, в частности, предложено запретить осуществление экстремистской деятельности, уточнены условия осуществления деятельности общественных организаций, финансируемых иностранными субъектами и осуществляющими политическую деятельность.
Принятие законопроекта будет способствовать утверждению в Украине прав и свобод человека и гражданина, защиты личности и общества от преступных посягательств. Фактически этот закон будет выступать в Украине своего рода «кодексом правового государства» — Рубиконом, в случае реализации которого, будут основания утверждать о существовании реальных возможностей для защиты государственного суверенитета Украины и национальной безопасности, мира и благополучия в обществе.Народный депутат УкраиныВадим Колесниченко