flag Судова влада України

Інформація для громадян – щодо перегляду процедуру реєстрації майнових прав на нерухомість

13 січня 2014, 16:38

 

 
 
 
Депутаты рекомендуют пересмотреть процедуру регистрации имущественных прав на недвижимость, которая работает всего год. Предложено отменить норму об обязательной регистрации прав собственности по новым правилам в случае сделок с имуществом, зарегистрированным до 2013 года, а также взимание платы за получение извлечений из госреестра. А при отказе в регистрации необходимо будет назвать причины этого и вернуть заказчику плату. В профильном комитете отмечают, что следует поддержать изменение лишь части норм, в противном случае в сфере государственной регистрации прав возникнет хаос.
 
Народные депутаты Сергей Кальцев (Партия регионов) и Ольга Борита (Компартия) предложили усовершенствовать процедуры госрегистрации имущественных прав на недвижимость и их обременений. Поданный ими законопроект N3696 предлагает внести изменения в действующую с 2013 года систему регистрации права собственности на дома и земельные участки госрегистраторами. Из-за этого при совершении нотариальных действий с недвижимостью, права на которую зарегистрированы ранее, необходима перерегистрация имущественных прав. Для этого участнику сделки необходимо извлечение из госреестра. Поэтому депутаты предлагают отменить как перерегистрацию, так и плату за извлечение (сейчас — 120 грн).
По мнению господина Кальцева, участились случаи отказа госрегистраторов в регистрации имущественных прав. "Приходит предприниматель, подает документы, платит пошлину за регистрацию (119 грн.—"Ъ"), а через три недели ему без объяснения причин отказывают, выдвигая новые требования, например, принести справку из БТИ",— возмущен народный депутат. Чтобы исключить эту проблему, государственных регистраторов обяжут предоставлять список оснований для отказа, а в случае приостановки рассмотрения заявлений — перечень документов, которые необходимо дополнительно подать в течение 30 рабочих дней, а не 5 дней, как сейчас. При отзыве заявления или отказе в регистрации уплаченная сумма госпошлины будет возвращена заявителю.
Партнер международной юридической фирмы Beiten Burkhardt Алексей Фелив отмечает, что часть предложений законопроекта обусловлены практикой. "Госрегистраторы останавливают регистрацию или отказывают в ней, не объясняя причин. Жалобы руководителю учреждения или в прокуратуру неэффективны, поскольку отсутствует ответственность за такие действия, а также требования по указанию оснований в отказе и документов, подлежащих дополнительной подаче",— говорит господин Фелив. Поэтому в законопроекте он предлагает предусмотреть административную ответственность регистраторов за безосновательный отказ или приостановку регистрации прав.
При регистрации прав на имущество регистраторов необходимо обязать выяснять информацию из предыдущих реестров, как электронных, так и бумажных. "Информация о земельных участках выясняется только в госземельном кадастре в электронном виде. Но в него может не быть внесена информация с бумажных носителей, например из зарегистрированных договоров аренды,— уточняет юрист.— Как следствие, аренда в поземельной книге отмечена на одно лицо, а в новом реестре — на другое. Такая ситуация приводит к злоупотреблениям и спекуляциям с новым реестром".
Сергей Кальцев считает высокими шансы на принятие закона, который носит социальную направленность и снимет проблемы в госрегистрации имущественных прав. Впрочем, глава подкомитета по вопросам банкротства, собственности и других имущественных прав парламентского комитета по вопросам экономической политики Ксения Ляпина считает, что отказ от перерегистрации прав приведет к хаосу. "Сегодня 90% собственности в стране зарегистрировано по старым правилам. Вся информация находится в БТИ, и как ее перенести в реестр? Министерство юстиции предлагает вообще изъять ее у БТИ, я предлагаю промежуточный вариант — подключить их к госрегистрации",— отмечает госпожа Ляпина ("Батькивщина"). Она соглашается с нормой о мотивированном отказе в регистрации и предлагает отменить плату лишь за повторную подачу документов.