Невозможно применить Закон об амнистии участников «Евромайдана», – председатель Апелляционного суда АРК
Председатель Апелляционного суда АРК Валерий Чорнобук считает, что в Законе об амнистии участников «Евромайдана» нет четких и объективных оснований, а следовательно и возможностей для надлежащего его применения на практике. Об этом сообщает пресс-служба Апелляционного суда АРК.
«Это, прежде всего, обусловлено тем, что в принятом Законе не урегулирован главный вопрос – механизма его практической реализации, из-за отсутствия которого Закон останется только декларацией. Так, Законом не определен четкий круг лиц, на которых бы распространялось его действие. В частности, не раскрыто содержание понятия «участник акции протеста и массовых мероприятий» (то есть, кто и при каких условиях приобретает такой статус), не понятно о каких же именно акциях протеста и массовых мероприятиях говорится, поскольку они не конкретизированы по теме и месту проведения», – считает Чорнобук.
По его словам, законом не указано, за какие же именно действия и правонарушения лица должны быть освобождены от ответственности.
Председатель Апелляционного суда уверяет, что «в таком случае есть угроза того, что от ответственности может быть освобождено лицо, которое хоть и было участником соответствующего протеста или массового мероприятия, но совершила другое тяжкое преступление (например, изнасилование, разбой)».
«Принятый закон не дает ответа на вопрос о видах юридической ответственности, от которых упомянутые лица должны быть освобождены. При таких условиях вполне реально может подниматься вопрос об освобождении от гражданско-правовой ответственности лица, причинившего имущественный ущерб другому лицу. Важным с точки зрения легитимности правоприменения Закона также является вопрос соотношения его положений с другими законодательными актами, которые сегодня регулируют порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, а также освобождения от такой ответственности», – пояснил Чорнобук.
Он также считает, что нормы закона о запрете открытия новых уголовных производств по поводу событий, определенных статьей 1 настоящего Закона, не согласуются с нормами Уголовного процессуального кодекса, согласно которым досудебное расследование начинается автоматически после внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований и не допускается возможность невнесения или исключения сведений, или остановки процесса досудебное расследование по формальным основаниям, которые предложены вышеупомянутым Законом.
«К тому же, тот факт, было ли лицо, совершившее преступление или административное правонарушение, участником соответствующей акции протеста и массового мероприятия в указанный период, вина, уровень общественной опасности и характер совершенного правонарушения в любом случае должны быть выяснены. Однако возможность и порядок осуществления проверки этих обстоятельств Закон не определяет, и более того, вступает в противоречие с Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях, которые эти вопросы на сегодня регулируют», – рассказал председатель суда.
В связи с этим он предлагает парламенту вернуться к рассмотрению вопроса о внесении в этот закон соответствующих технико-юридических изменений, которые бы обеспечили эффективную реализацию его положений на практике и согласованность с действующими законодательными актами. Газета Юридическая практика № 53 (836) от 24/12/13