flag Судова влада України

ДАІ повертається до автоматичної фіксації порушень

12 листопада 2013, 14:19

Пристегнитесь, вас снимают

ГАИ возвращается к автоматической фотофиксации нарушений

 

Вчера в Киеве состоялся форум, посвященный выполнению государственной программы повышения безопасности дорожного движения. Участники форума рассказали "Ъ" подробности законопроекта о введении автоматической фотофиксации нарушений правил дорожного движения. Предполагается регистрировать, например, выезды на встречную полосу, на запрещающий сигнал светофора и превышение скорости. При этом в ГАИ не исключают, что максимальная скорость движения в населенных пунктах будет ограничена до 50 км/ч.

 

В работе форума приняли участие представители департамента ГАИ, Государственного агентства автомобильных дорог ("Укравтодор"), Министерства экономического развития и ряда общественных организаций. Как стало известно "Ъ" от делегатов, департамент ГАИ почти завершил разработку законопроекта, предусматривающего введение автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения.

Система автоматической фотофиксации нарушений впервые была введена в Украине осенью 2008 года. Ее основным компонентом был измеритель скорости "Визир" российского производства. Однако в 2010 году из-за многочисленных протестов граждан Конституционный суд признал неконституционным наложение штрафов на основании данных "Визира" без составления сотрудниками ГАИ протокола об административном правонарушении. Основными причинами протестов стали технологическое несовершенство прибора, отсутствие четкой законодательной базы для применения фотофиксации, а также проблемы с сертификацией самого "Визира". Кроме того, нередко уведомления о штрафах приходили владельцам автомобилей, хотя за рулем находились совсем другие люди. Впрочем, летом прошлого года в ГАИ заявили, что собираются вернуться к автоматической фиксации нарушений ПДД (см. "Ъ" от 2 августа 2012 года).

Следует отметить, что сейчас в Украине действуют комплексы фото- и видеофиксации "Гарпун". Однако они не устраивают ГАИ, поскольку предусматривают остановку автомобиля, вмешательство инспектора и, соответственно, коррупционную составляющую. В ГАИ предлагают исключить контакт с водителем. Приборы будут фиксировать превышение скорости, выезды на встречную полосу, на запрещающий сигнал светофора, на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме, а также движение по пешеходным переходам или тротуарам. Данные будут направляться в центры обработки информации, после чего владельцу транспортного средства по месту его жительства будет направлено извещение о штрафе, который он должен будет выплатить или обжаловать. В извещении будет указан номер автомобиля и дата нарушения с приложением соответствующих фотографий. В случае невыплаты информация будет направлена в Государственную исполнительную службу для взыскания штрафа. "Решено, что ответственность за нарушение должен нести владелец автомобиля. Такой принцип действует во всем мире. Передавая кому-либо автомобиль, собственник должен понимать, что он может быть использован с противоправной целью",— рассказал "Ъ" источник в ГАИ.

По словам собеседников "Ъ", сейчас тестируются четыре комплекса с разными характеристиками — три в Киеве и один в Севастополе. Они произведены в Китае, Южной Корее и совместно со Словенией. По словам собеседников "Ъ" в ГАИ, принято решение сначала разработать соответствующую нормативную базу, подготовить общественное мнение, и только после этого закупать оборудование. По расчетам ГАИ, только на первом этапе понадобится более 2 тыс. таких комплексов, рядом с которыми будут устанавливаться соответствующие дорожные знаки. "На их приобретение и установку понадобится более $200 млн",— сказал собеседник "Ъ" в ГАИ. Они будут расположены в местах концентрации ДТП и на участках, требующих повышенного внимания.

Следует отметить, что представители "Укравтодора" заявили, что им удалось сократить количество аварийно-опасных участков на дорогах. "В 2006 году их было 470, а сейчас осталось всего 156. Только в этом году мы ликвидировали 50 таких мест, в частности сделали там освещение, нанесли разметку, установили ограждения и дорожные знаки",— рассказал начальник отдела безопасности движения и охраны труда "Укравтодора" Александр Голоцван. По его словам, сейчас большинство мест концентрации ДТП находятся в Одесской, Запорожской, Тернопольской, Херсонской и Хмельницкой областях.

В ГАИ также не исключают, что в следующем году может быть ужесточен скоростной режим на дорогах. "Мы рассматриваем вопрос о снижении скорости в населенных пунктах до 50 км/ч (сейчас — 60 км/ч.—"Ъ")",— сказал начальник центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Сергей Будник.

Газета "Коммерсантъ Украина", №185 (1888), 12.11.2013