Материал еженедельника «ЮРИСТ & ЗАКОН» от 12.09.2013, № 56
Основным документом о трудовой деятельности работника, согласно статье 48 КЗоТ, является трудовая книжка, поскольку именно этот документ содержит всю историю трудовой деятельности гражданина.
Но что же делать, когда в трудовой книжке имеются ошибки?
Согласно Инструкции № 58 о порядке ведения трудовых книжек работников от 29.07.93 года лицу необходимо обратиться к тому работодателю, который внес неправильно ведомости в трудовую книжку. Согласно этой же Инструкции это его обязанность, в том числе заполнение граф ФИО. Если такого работодателя нет на момент обращения, тогда к его правопреемнику или вышестоящему органу. Если и их нет, тогда в решении данного вопроса лицу должно помочь соответствующее архивное учреждение.
16 апреля 2013 года Минсоцполитики издало письмо «Относительно внесения исправлений в трудовую книжку» № 54/06/186-13, как раз таки исправлений ошибок в фамилии работника, допущенных в трудовой книжке. Как отметило Минсоцполитики, в соответствии с пунктом 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников изменение записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производится собственником или уполномоченным им органом по последнему месту работы на основании паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени и отчества со ссылкой на номер и дату этих документов.
Из этого следует, что для исправления ошибки в фамилии не требуется обращения к тому работодателю, который внес некорректную запись. Так, Минсоцполитики разрешает исправить ошибку в фамилии работника в трудовой книжке, допущенную на одном из предыдущих мест работы, отделу кадров на последнем месте работы.
Статья 256 ГПК предоставляет возможность в судебном порядке рассмотреть дело об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов лицу, фамилия, имя, отчество которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством, фамилией, указанными в свидетельстве о рождении или в паспорте.
Что касается места обращения, то в соответствии со статьей 257 ГПК заявление лица об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту его жительства. При этом ПФУ, при рассмотрении данного спора, должен быть привлечен в качестве заинтересованного лица.
МІНІСТЕРСТВО СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ
від 16.04.2013 р. N 54/06/186-13
(Витяг)
<...> Відповідно до п. п. 6.1 і 7.2 Інструкції про порядок ведення трудових книжок працівників, затвердженої наказом Мінпраці, Мін'юсту, Мінсоцзахисту від 29.07.93 р. N 58, зареєстрованим в Мін'юсті 17.08.93 р. за N 110 (зі змінами, далі - Інструкція), при виписуванні трудової книжки, вкладиша до неї чи її дубліката власник або уповноважений ним орган справляє з працівника суму її вартості. У разі неправильного первинного заповнення трудової книжки або вкладиша до неї, а також псування їх бланків внаслідок недбалого зберігання вартість зіпсованих бланків сплачується підприємством.
На зіпсовані під час заповнення бланки трудових книжок і вкладишів до них складають акт за формою, затвердженою наказом Мінстату України від 27.10.95 р. N 277 (зі змінами).
Виходячи з наведеного, у разі неправильного первинного заповнення трудової книжки зіпсований бланк знищують.
Згідно з п. 2.13 Інструкції зміна записів у трудових книжках про прізвище, ім'я, по батькові і дату народження виконується власником або уповноваженим ним органом за останнім місцем роботи на підставі документів (паспорта, свідоцтва про народження, про шлюб, про розірвання шлюбу, про зміну прізвища, ім'я та по батькові тощо) і з посиланням на номер і дату цих документів.
Зазначені зміни вносять на першій сторінці трудової книжки. Однією рискою закреслюють, наприклад, прізвище, що внесено з помилкою, записують правильне з посиланням на відповідні документи на внутрішньому боці обкладинки і завіряють підписом керівника підприємства або спеціально уповноваженої ним особи і печаткою підприємства або печаткою відділу кадрів.
Під уповноваженим органом слід розуміти відділ кадрів або інший підрозділ установи, який здійснює оформлення приймання та звільнення працівників, або відповідальну особу установи, на яку покладено обов'язок ведення трудових книжок працівників (посадовою інструкцією).
Це пов'язано з необхідністю належного оформлення трудової книжки (п. п. 2.12, 2.5, 2.4, 4.1), її зберігання (п. 6.2 Інструкції) та обліком трудових книжок (абз. 3 пп. "б" п. 7.1 Інструкції).
Виходячи з наведеного вище, у Вашому випадку необхідно зробити виправлення згідно з п. 2.13 Інструкції. Підставою для виправлення допущеної помилки є паспорт або свідоцтво про народження працівника.
Директор Департаменту правового забезпечення В. Шило